Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы
Примеры текстовых заданий международного исследования PISA
Примеры открытых заданий PISA
Начальная школа:
Функциональная грамотность на уроках математики
Функциональная грамотность на уроках окружающего мира и математики
Функциональная грамотность на уроках литературного чтения и окружающего мира
Документы
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Приказ Министерства Просвещения РФ от 14 сентября 2021 года № 03-1510 " Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
Приказ Министерства образования и науки Пермского края 26-01-06-1018 от 15.10.2021 " Об утверждении состава региональной команды и плана ("дорожной карты") мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Пермском крае на 2021-2022 гг.
Приказ Управления муниципальными учреждениями администрации Куединского муниципального округа Пермского края от 18 ноября 2021 года №716 " Об утверждении плана ("дорожной карты") мероприятий , направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на территории муниципального округа на 2021-2022 уч.год"
Приказ МБОУ "Большеусинская СОШ" от 07.02.2022г. № 42 " Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся"
Дополнительная информация
Памятка "Как повысить функциональную грамотность учеников"
Методическое пособие для педагогов "Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы"
Конференция "Формирование функциональной грамотности у российский школьников: реализация на практике"
"Функциональные" новости
21.10.22
21 октября 2022 г. состоялась муниципальная олимпиада по финансовой грамотности среди учащихся 5 – 11, в которой ребята из нашей школы показали высокие результаты.Поздравляем Алабужева Данила с 3 местом! А Санникова Максима со 2 местом! Желаем им дальнейших успехов!
18.10.22
С 10 по 17 октября в рамках реализации Программы развития «Формирование функциональной грамотности» прошла неделя «Финансовая грамотность для обучающихся 1-11 классов. Ребята участвовали в онлайн-квесте «Деньги мира», создали собственные купюры. Приняли участие в таких занимательных мероприятиях как: финансовая деловая игра «Я – бизнесмен», мозгобатл «Финансы вчера, сегодня, завтра», квест-игра «Три богатыря и семейный бюджет», квест-игра «Финансовая головоломка для Буратино». Обучающиеся 5-11 классов зарабатывали на уроках «бускоины», которые затем потратили на «Аукционе», приобретя полезные вещи.